ОСОБЛИВОСТІ ТРАКТУВАННЯ РЕЛІГІЙНОГО ДОСВІДУ ОСОБИСТОСТІ В ТЕОЛОГО-ФІЛОСОФСЬКИХ КОНЦЕПЦІЯХ

В. В. Демський

Анотація


У статті розкрито особливості дослідження проблеми релігійного досвіду особистості в теолого-філософських концепціях, охарактеризовано специфіку трактування сутності релігійного переживання, унікальності та неповторності релігійного пошуку, визначено погляди релігійних філософів щодо природи релігійного досвіду, а також специфіки релігійних почуттів та переживань особистості.

З огляду на це метою статті є розгляд концепцій релігійного досвіду, в яких досліджуються проблеми релігійних почуттів та переживань, релігійного становлення особистості.

Групи концепцій вказують на суб’єктивну дійсність, унікальне внутрішнє життя особистості як на ще одну сутнісну основу релігійного досвіду. Це положення дозволяє розглядати релігійний досвід як особливий вимір життєвого досвіду особистості, як культурно-історичний феномен, що є необхідним моментом розвитку теоретичного знання, закономірним та історично-необхідним способом практично-духовного освоєння світу.

Напрямками подальших досліджень є вивчення питання щодо трактування релігійного досвіду особистості у сучасних українських теологічних концепціях

Ключові слова: релігійний досвід, теолого-філософські концепції, релігія, особистість.

 

 

кандидат психологических наук, Демский В. В., Особенности трактовки религиозного опыта личности в теолого-философских концепціях / доцент кафедры психологии и морально-психологического обеспечения, Національная академия Государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого, Украина, Хмельницкий

В статье раскрыты особенности исследования проблемы религиозного опыта личности в теолого-философских концепциях, охарактеризованы специфику трактовки сущности религиозного переживания, уникальности и неповторимости религиозного поиска, определены взгляды религиозных философов о природе религиозного опыта, а также специфики религиозных чувств и переживаний личности.

В наше время происходит постепенное возвращение к духовным ценностям исторического прошлого украинского народа, которые приобретают статус традиционных. В основу этих ценностей положены национальные и христианские обычаи, праздники, традиции. Процессы, связанные с утверждением новой системы нравственных ценностей в духовной сфере украинского общества, имеют важное значение и для Вооруженных Сил Украины. Сегодня необходимо, чтобы высокие нравственные ценности, носителями которых являются передовая мысль человечества и религия с ее этическими заповедями, утверждались и в украинской армии и, в частности, в Государственной пограничной службе. Определение приоритетов в воспитательной работе, которые отвечали бы современным требованиям и которые выдвигаются к Вооруженным Силам, является одним из необходимых условий укрепления их духовного потенциала.

Учитывая это, целью статьи является рассмотрение концепций религиозного опыта, в которых исследуются проблемы религиозных чувств и переживаний, религиозного становления личности.

Таким образом, обе группы концепций указывают на объективную действительность, уникальное внутреннее жизни личности как на еще одну сущностную основу религиозного опыта. Это положение позволяет рассматривать религиозный опыт как особое измерение жизненного опыта личности, как культурно-исторический феномен, необходимо моментом развития теоретического знания, закономерным и исторически необходимым способом практически-духовного освоения мира.

Ключевые слова: религиозный опыт, теолого-философские концепции, религия, личность.

            PhD in Psychology, Demsky V. V.  Features interpretations of the religious experience of the person in the theological-philosophical concepts / assistant professor of psychology and moral and psychological support, Natsіonalnaya Academy of the State Border Guard Service of Ukraine named after Bogdan Khmelnitsky, Ukraine, the city of Khmelnitsky

The article reveals peculiarities of studying the problem of the religious experience of the person in the theological-philosophical concepts, described the specifics of interpretation of the essence of religious experience, uniqueness and diversity of religious research, religious philosophers defined views about the nature of religious experience, as well as the specifics of the religious feelings and experiences of the person.

In our time, there is a gradual return to the spiritual values of the historical past of the Ukrainian people, who acquire the status of traditional. The basis of these values are put national and Christian traditions, holidays and traditions. The processes related to the approval of a new system of moral values in the spiritual sphere of the Ukrainian society, are important for the Armed Forces of Ukraine. Today it is necessary to high moral values, which are the carriers of an advanced idea of humanity and religion with its ethical precepts, and approved in the Ukrainian army, and, in particular, the State Border Service. Prioritizing educational work that would meet modern requirements and are put forward to the Armed Forces, is one of the necessary conditions to strengthen their spiritual potential.

With this in mind, the purpose of the article is to review the concepts of religious experience, in which we study the problem of religious feelings and experiences of religious identity formation.

Thus, the concepts of both groups point to the objective reality, the unique inner life of the individual as another essential basis for religious experience. This position allows us to consider religious experience as a special dimension of the life experience of the person, as a cultural-historical phenomenon, you must factor in the development of theoretical knowledge, logical and historically necessary way almost-spiritual development of the world.

Keywords: religious experience, theological and philosophical concepts, religion, personality.


Повний текст:

PDF

Посилання


Література:

Аквинский Ф. Фрагменты из ,,Суммы теологии” // Антология мировой философии: В 4 т. – Т.1, ч.2. – М.: Мысль, 1969. – С.824-826.

Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения – М.: Республика, 1994. – 415 с.

Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М., 1993, т. 1-2. – T.I, –C.252.

Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. – СПб.: Наука, 1994. – 545 с.

Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Мысль, 1992.

Кимелев Ю.А. Наука и религия: историко-культурный очерк / Отв. ред.. И.С.Андреева; АНССР. – М.: Наука, 1988. – 173 с.

Мень А. Магизм и единобожие. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 704 с.

Москалець В.П. Психологія релігії: Посібник. – К.: Академвидав, 2004. – 240 с.

Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим: Монологи. – СПб.: АО ,,Алетейя”, 1994. – 435 с.

References:

Akvinskiy F. Fragmenty iz ,,Summy teologii” // Antologiya mirovoy filosofii: V 4 t. – T.1, ch.2. – M.: Mysl, 1969. – S.824-826.

Bulgakov S.N. Svet nevecherniy: sozertsaniya i umozreniya – M.: Respublika, 1994. – 415 s.

Ilin I.A. Aksiomy religioznogo opyta. – M., 1993, t. 1-2. – T.I, –C.252.

Ilin I.A. Filosofiya Gegelya kak uchenie o konkretnosti Boga i cheloveka. – SPb.: Nauka, 1994. – 545 s.

Kerkegor S. Strakh i trepet. – M.: Mysl, 1992.

Kimelev Yu.A. Nauka i religiya: istoriko-kulturnyy ocherk / Otv. red.. I.S.Andreeva; ANSSR. – M.: Nauka, 1988. – 173 s.

Men A. Magizm i edinobozhie. – M.: Izd-vo EKSMO, 2005. – 704 s.

Moskalecj V.P. Psykhologhija relighiji: Posibnyk. – K.: Akademvydav, 2004. – 240 s.

Shleyermakher F. Rechi o religii k obrazovannym lyudyam, ee prezirayushchim: Monologi. – SPb.: AO ,,Aleteyya”, 1994. – 435 s.


Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.


Цей твір ліцензовано за ліцензією Creative Commons Із зазначенням авторства 4.0 Міжнародна.

 


тИЦ и PR сайта naukajournal.org